Прокатная десятка
Что посмотреть в кино на выходных 16–17 марта
14 марта в прокат вышел ряд фильмов, среди которых историческая драма Венсана Переса «Первая дуэль» и абсурдистская комедия Кристоффера Боргли «Герой наших снов», главную роль в которой исполнил Николас Кейдж. Что посмотреть в кино на выходных — в подборке «Ъ».
Герой наших снов
Режиссер: Кристоффер Боргли
В ролях: Николас Кейдж, Джулианна Николсон, Лили Берд, Джессика Клемент, Тим Медоуз, Стар Слэйд, Дэвид Клейн
Жанр: драма, комедия, фантастика / США / 102 мин.
Слоган: «Он снится всем. И это не развидеть»
В прокате: 14 марта
Кинокритик Юлия Шагельман: «Первой Мэтьюса видит во сне младшая дочь, в чем нет ничего необычного. Но потом оказывается, что он приснился женщине, с которой встречался и расстался в незапамятные времена, еще до женитьбы. Потом — студентам, друзьям, друзьям друзей и, наконец, людям по всему миру, в жизни Мэтьюса ни разу не встречавшим. Что характерно, в этих снах он ведет себя так же незаметно, как в жизни: просто стоит и наблюдает за происходящим, за землетрясением или за крокодилами, готовящимися напасть на его студентку. Но его начинают узнавать на улицах, новостной канал снимает о нем репортаж, и профессор становится знаменитым.
В отличие от большинства сюжетов о славе, внезапно свалившейся на рядового обывателя, Мэтьюса его известность не пугает. Напротив, он принимает ее как должное, и не только потому, что с ее помощью надеется найти издателя для книги о стадном поведении муравьев. Но прежде всего потому, что в глубине души всегда считал себя уникальным и просто ждал, когда же окружающие это заметят. Поначалу слава приносит ему сплошные радости: студенты толпами валят на его лекции, у жены снова просыпается к нему сексуальный интерес, давний приятель, высокомерный сноб, наконец приглашает супругов к себе на обед, а модный пиар-стартап предлагает ему рекламный контракт с брендом газировки. Герой отказывается, так как считает, что достоин большего.
Однако так же неожиданно, как все началось, все заканчивается: невинные сны с участием Мэтьюса вдруг превращаются в кошмары, и винят в этом сновидцы именно его. Испытав на себе, как стремительно в век соцсетей можно стать звездой, не сделав для этого ровным счетом ничего, профессор познает столь же мгновенную и необоснованную отмену».
Подробнее о фильме — в материалах «Ъ» «Покой ему только снится» и «Радость, усни».
Первая дуэль
Режиссер: Венсан Перес
В ролях: Рошди Зем, Дория Тилье, Гийом Гальенн, Дамиен Боннар, Венсан Перес
Жанр: драма / Франция / 101 мин.
В прокате: 14 марта
Обзор «Ъ-Weekend»: «Париж, 1887 год. Дуэли одновременно под запретом и на пике подпольной моды — совсем как брюки, которые дамам законодательно запрещается носить в общественных местах, если только не верхом или на велосипеде. "Он отказался от собаки — сказал, что уже женат!" — в раздевалке фехтовального зала неприятные полуголые усачи покатываются над сексистскими шуточками, дружно тычут волосатыми пальцами в газетный фельетон, где высмеивают женское равноправие, а идея активистки Мари-Роз Асти де Вальсер (Дория Тилье) о необходимости создания женской фехтовальной школы и вовсе доводит их до истерики. Тем временем за кулисами фехтовального турнира, проходящего в этом самом зале, Адриен (Ноам Эджем), юный племянник местного магистра оружия Клемана Лаказа (Рошди Зем), дает пощечину полковнику Бершеру (Венсан Перес) и во что бы то ни стало желает драться. Состоявшаяся, вопреки всем стараниям дяди, дуэль, должна была идти до первой крови, но закончилась смертью Адриена и стала первой в череде еще более возмутительных поединков, в которых принимают участие в том числе и те, кому дуэли запрещены высочайшими указами: Лаказ не может драться потому, что является магистром оружия, что же до Мари-Роз, то здесь все понятно без объяснений. "Отказался от собаки — сказал, что женат..."»
Подробнее о фильме — в материале «Ъ-Weekend» «У дуэли женское лицо».
Бал сумасшедших
Режиссер: Арно де Пальер
В ролях: Мелани Тьерри, Жозиан Баласко, Иоланда Моро, Марина Фоис, Кароль Буке, Мисс Минг
Жанр: триллер, драма, история / Франция / 111 мин.
В прокате: 14 марта
Кинопрокатчик «Парадиз»: «Раз в году в психиатрической больнице проводится популярное у всего Парижа мероприятие. Политики, деятели искусства и светские гости толпятся перед дверями этого заведения, жаждущие оказаться в красочной толпе "безумных женщин". Но в этот раз среди них Фанни, "бал сумасшедших" для нее — единственный шанс найти и спасти свою мать».
Фрау
Режиссер: Любовь Мульменко
В ролях: Вадик Королев, Лиза Янковская, Инга Оболдина, Людмила Чиркова, Дарья Коныжева, Максим Стоянов
Жанр: драма, комедия / Россия / 105 мин.
В прокате: 14 марта
Режиссер Любовь Мульменко в интервью «Ъ-Weekend»: «Во "Фрау" мне было важно передать привет моей покойной бабушке — она тоже, как и бабушка главной героини, была эпидемиологом и тоже под конец жизни стала очень набожной. Хотя если думать о прототипе главной героини, то я понятия не имею, есть ли у нее бабушка. Просто я наблюдала такую пару, в которой девушка пыталась переделать хорошего парня. Хорошего, но, к сожалению, недостаточно сильно, видимо, затронувшего ее чувства. И она пыталась как-то его отмыть, переодеть, вкусы ему какие-то другие привить, и ничего этого не вышло. И, в общем, если я достаточно хорошо придумала персонажей, то я могу уже, как нейросеть, генерировать их речь или предполагать, как они отреагируют в той или иной ситуации. Главное, сначала досыта накормиться "донорским" материалом, загрузить в себя и переварить эту базу данных…
Мне кажется, что смысл фильма идеально пересказывает эпизодический персонаж, соседка Вани по столу на свадьбе, на которую они пришли гостями с Кристиной. Она ему там присела на уши, мы попадаем на середину разговора и слышим буквально следующее: "Бывает, что живешь с человеком годами и он тебя бесит, а ты сдерживаешься. Потом тихонечко говоришь себе: Тома, это все. И столько сразу сил освобождается. Потому что терпеть не надо, понимаешь?" А Ваня говорит: "Не понимаю, зачем жить, если не любишь". И эта Тома ему отвечает: "Я тебя умоляю, полстраны так живет". "Фрау" — это фильм о том, как хотя бы два человека так жить перестали. О расставании как хеппи-энде».
Как создавался фильм — в интервью Любови Мульменко «Ъ-Weekend» «"О расставании как о хеппи-энде"».
Позывной «Пассажир»
Режиссер: Илья Казанков
В ролях: Антон Шагин, Виталий Кищенко, Сергей Горобченко, Алексей Шевченков, Александр Михайлов
Жанр: драма / Россия / 95 мин.
В прокате: 14 марта
Кинопрокатчик «Атмосфера кино»: «2015 год. Молодой писатель Николай Рябинин живет в столице, проводит вечера в модных заведениях и не особо интересуется повесткой дня, пока не узнает от родителей, что его брат, с которым он давно рассорился, пропал без вести на Донбассе. Николай отправляется на поиски, не подозревая, что эта миссия навсегда изменит его жизнь».
Алые паруса
Режиссер: Пьетро Марчелло
В ролях: Рафаэль Тьери, Жюльет Жуан, Ноэми Львовски, Луи Гаррель, Иоланда Моро, Франсуа Негре
Жанр: драма, мелодрама, история / Франция, Италия, Германия / 100 мин.
В прокате: 7 марта
«Обзор Ъ-Weekend»: «Мировая война окончена, и хромые, увечные, уставшие солдаты возвращаются домой, к разгорающемуся ХХ веку. Рафаэль, плотник, ковыляет в свою деревушку мимо детей, играющих в войну. Жена его не дождалась — но обстоятельства ее смерти станут известны ему позже. Зато осталась дочь, малышка Джульетта. Девочку воспитывает злоязыкая, но добросердечная соседка мадам Аделина, Рафаэль подрабатывает на верфи — до тех пор, пока по стечению обстоятельств не становится изгоем. Тогда он начинает делать деревянные игрушки и возить их в город на продажу. Джульетта растет, одноклассники ее ненавидят, и ей остается лишь музыка (отец отреставрировал и настроил полуразвалившееся пианино), стихи и мечты. Она верит сказкам местной умалишенной: что однажды за Джульеттой прилетит прекрасный принц на своем самолете с алыми парусами. И принц прилетает.
Да, это фильм по феерии Александра Грина, фильм, укорененный в начале ХХ века, слишком смурной, чтобы быть сказкой, слишком свободный от жанровых шор, чтобы быть мюзиклом или лав-стори, слишком далеко ушедший от сияния гриновского текста. Поэтому никогда нельзя сказать, куда упадет или вознесется этот сюжет, кто поджидает в кустах и что ждет девушку в чистом поле теплым летним вечером».
Подробнее о фильме — в материале «Ъ-Weekend» «Мечта как бунт».
Клаустрофобы: Инсомния
Режиссер: Иэн Хант-Даффи
В ролях: Милли Брэйди, Поллианна Макинтош, Акшай Кумар, Дирмуд Нойес, Брэнок О’Коннор, Эбби Фиц
Жанр: триллер, ужасы / Ирландия / 90 мин.
Слоган: «Раз, два, три — умри усни»
В прокате: 7 марта
Кинокритик Михаил Трофименков: «Еще до вступительных титров безжалостная рука в перчатке извлекает из клетки белую лабораторную мышку: миленькая такая, хвостик, усики, розовый носик. Раз, и голову мышке отсекает мини-гильотина. После этого фильм можно вообще-то и не смотреть. Суть предстоящей истории сформулирована как нельзя лучше.
Семеро молодых людей соглашаются стать вот такими вот подопытными мышами фармацевтической компании со зловещим и вряд ли типичным для индустрии, декларирующей свой гуманизм, названием "Блэквуд": уже одно это имя должно было бы насторожить "мышек". Однако же не насторожило, и, угнездившись в стерильных лабораторных интерьерах, они стали поглощать загадочные пилюли.
Чисто теоретически, если авторы фильма обрисовывают некую замкнутую общность, для каждого ее члена должна найтись хотя бы одна яркая краска. Но краски Иэна Ханта-Даффи не то чтобы тусклы: их просто не хватает на всех главных героев».
Подробнее о фильме — в материале «Ъ» «Препаратная интрига».
Онегин
Режиссер: Сарик Андреасян
В ролях: Виктор Добронравов, Денис Прытков, Лиза Моряк, Таня Сабинова, Алена Хмельницкая, Алексей Гришин
Жанр: мелодрама, драма / Россия / 141 мин.
В прокате: 7 марта
Кинокритик Юлия Шагельман: «Со стихами авторам вообще пришлось сложно: заставить персонажей разговаривать в рифму в бытовых ситуациях будет странно, если же с экрана не прозвучит "Мой дядя самых честных правил…", то зрители сочтут, что деньги на билет были потрачены зря. Поэтому в фильме присутствует фигура Рассказчика (Владимир Вдовиченков), который время от времени зачитывает стихотворные ремарки "от автора", при этом Онегин — давний приятель не его, а еще одного служебного персонажа, не удостоившегося ни имени, ни какой-либо другой функции. Так же в стихах пишут Татьяна и Онегин свои письма, озвученные за кадром голосами героев (строка "Кончаю! Страшно перечесть…" сокращена до двух последних слов железной рукой самоцензуры: как бы кто чего не подумал), пока в кадре их дублеры старательно воспроизводят писарскую каллиграфию 1820-х, но, увы, произвольно расставляют яти и еры.
Диалоги же постоянный сценарист Андреасяна Алексей Гравицкий перевел в прозу, украсив ее такими перлами, как "не глупи", "бросьте это упадничество" и "привычка — великий дар, заменяет счастье",— последняя максима принадлежит, по фильму, госпоже Лариной (Алена Хмельницкая)».
Подробнее о фильме — в материале «Ъ» «Так он снимал темно и вяло».
Шепот сердца
Режиссер: Ёсифуми Кондо
Жанр: аниме, мультфильм, драма, мелодрама / Япония / 111 мин.
В прокате: 7 марта
«Обзор Ъ-Weekend»: «Тут правильнее говорить именно о событиях, а не о сюжете. Школьница Сидзуку Цукусима читает книжки в школьной библиотеке. Она на пороге: старшие классы, впереди колледж, взрослая жизнь. Но это все пока за кадром. В книгах — метки, говорящие о том, что до Сидзуку их уже читал какой-то Сэйдзи Амасава. Любая книга, которая интересует Сидзуку, уже прошла через руки Сэйдзи. Кто такой этот Сэйдзи?
Маленькая героиня не только читает — она еще и пишет. Пишет фантастическую повесть, где главный герой — кот Барон. Статуэтка кота найдена в антикварной лавке. Кот во фраке, а внук антиквара и есть Сэйдзи. Эта история, как и вся человеческая история, сделана из книг.
Жанр анонса требует интриги. Сумеют ли встретиться Сидзуку и Сэйдзи? Оживет ли Барон? Но никакой интриги нет — вопреки неизбежному ожиданию зрителя, это не сказка. Подростки встретятся, но не провалятся в ту фантастическую повесть, которую Сидзуку пишет. Кот останется статуей (хотя живой и невероятно симпатичный кот в фильме тоже есть). Нам станут рассказывать не про чудеса, а про то, как вырастает из подростковой неуклюжести и робости первая любовь, про то, как сложно выстраивать отношения с миром взрослых, про детей и родителей… Буквальный перевод названия — "Если прислушаться". И вот если прислушаться к фильму, услышишь себя».
Подробнее о фильме — материале «Ъ-Weekend» «Релокация в детство».
Прошлые жизни
Режиссер: Селин Сон
В ролях: Грета Ли, Тео Ю, Джон Магаро, Мун Сын А, Лим Сын Мин, Юн Джи Хе, Чхве Вон Ён
Жанр: мелодрама / США / 105 мин.
В прокате: с 29 февраля
Обзор «Ъ-Weekend»: «Корейская девочка-подросток Мун Ён На готовится стать Норой Мун — ей предстоит переезд из Сеула в Онтарио. Родители — режиссер и художница — решили покорять Новый Свет и строить новую жизнь в Канаде. Сама Нора мечтает о писательской карьере и к грядущему переезду относится со сдержанным нетерпением. Факт остается фактом: из Кореи Нобелевскую премию по литературе, как считает юная стяжательница, получить сложнее. Если кто и грустит в свете будущего отъезда Мун, так это влюбленный в девочку одноклассник, хорошист Хэ Сон. Пройдет 12 лет, и в социальной сети Facebook (принадлежит Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной на территории РФ) расставшиеся когда-то подростками Нора и Хэ Сон встретятся вновь. Начнут переписываться, разговорятся. Еще через 12 лет разговоры по скайпу выльются в очную встречу — инженер Хэ Сон приедет к школьной возлюбленной в Нью-Йорк, чтобы погулять по городу с ней и ее мужем Артуром.
Обласканные еще в ходе прошлогоднего "Сандэнса", показанные на фестивале в Берлине и с тех пор пребывающие в статусе доброкачественного варианта для всех премий мира "Прошлые жизни" в ходе нынешней оскаровской кампании обзавелись двумя весомыми номинациями, которые выдают в кандидате большой независимый хит: "Лучший фильм" и "Лучший сценарий". Все формальные признаки в наличии. Тут и совместное производство возлюбленного киноманами помладше лейбла A24 с корейским гигантом CJ ENM, и звездный по меркам условно независимого производства актерский состав — Тео Ю в роли страдающего Хэ Сона (из "Решения уйти"), Грета Ли в роли Норы (Максин из "Жизней матрешки", Стелла из "Утреннего шоу") и Джон Магаро в роли мужа (помните, как он пек клафути в "Первой корове"?)»
Подробнее о фильме — в материале «Ъ-Weekend» «Любовное онлайн-настроение».