Прокатная десятка
Что посмотреть в кино на выходных 30–31 марта
28 марта в прокат вышел ряд фильмов, среди которых драма Бенуа Деломма «Материнский инстинкт» с Энн Хэтэуэй и Джессикой Честейн и режиссерский дебют актера Ильи Маланина «Ненормальный». Что посмотреть в кино на выходных — в подборке «Ъ».
Я — капитан
Режиссер: Маттео Гарроне
В ролях: Сейду Сарр, Мустафа Фолл, Исака Савадого, Ишем Якуби, Дуду Санья, Ндейе Кади Си
Жанр: драма / Италия, Бельгия, Франция / 121 мин.
В прокате: с 28 марта
Кинокритик Андрей Плахов: «Шестнадцатилетнему сенегальцу Сейду (Сейду Старр) не так уж плохо жилось в Дакаре: он любил болтаться по родному городу, а вечерами петь и отплясывать вместе с еще молодой мамой под зажигательный тамтам. Но в один прекрасный день вместе с двоюродным братом Муссой (Мустафа Фолл) парень устремляется в Италию — через палящую пустыню Сахару, пыточные ливийские тюрьмы и бушующую стихию Средиземного моря.
Кузены, насмотревшись в ютьюбе про жизнь поп-звезд, решили: а чем мы хуже? Будем купаться в роскоши, помогать своим родичам, а белые европейцы будут на нас молиться. Фильм дает понять, что часто африканская молодежь бежит в Европу не из-за войн и нищеты, а соблазненная подручными источниками информации. Это, так сказать, социологический аспект, но Гарроне на нем долго не задерживается. Скорее фильм в основной своей части напоминает классические сюжеты с ароматом юношеской романтики о бегстве подростков из дома — с поправкой на эпоху интернета и мобильных телефонов.
Однако чем дальше, тем очевиднее легкомысленная авантюра из полусказочной одиссеи превращается в судьбоносное испытание. Пиком становится кульминационный эпизод, в котором юный герой, не умеющий даже плавать, должен провести через море ржавую мореходную посудину, до отказа набитую несчастными мигрантами — больными, стариками и женщинами на сносях».
Подробнее о фильме — в материале «Ъ» «Песок, вода и медные трубы».
(Не)бывшие
Режиссер: Стефан Бризе
В ролях: Гийом Кане, Альба Рорвахер, Шариф Андура, Эмми Буассар Помель, Люсетт Боден, Жильберт Беллю
Жанр: драма / Франция / 115 мин.
В прокате: с 28 марта
Кинокритик Юлия Шагельман: «В полупустующий роскошный отель, приезжает знаменитый киноактер Матье (Гийом Кане), чтобы пройти курс ненужной ему талассотерапии, а на самом деле — спрятаться от всего мира после острого приступа неуверенности в себе. Желая доказать, что он способен не только на однотипные роли в сливающихся друг с другом фильмах, Матье решил выйти на сцену, но в последний момент, когда декорации были уже готовы, а глянцевые журналы взахлеб анонсировали спектакль, испугался и сбежал.
Теперь он бесцельно бродит с одной процедуры на другую, выслушивает по телефону попреки режиссера, которого подвел своей выходкой, и спокойные рассуждения жены, популярной телеведущей, втолковывающей ему, что ничего страшного не случилось, по ее настоянию пытается читать сценарии, но предлагают ему все такую же ерунду, шаблонные полицейские боевики и пустоголовые комедии. Первые сцены фильма сняты с невозмутимой иронией, и особенно смешными их делает та серьезность, с которой герой Кане сражается со слишком умной для него кофемашиной, покорно делает селфи с персоналом отеля, открывает и закрывает пультом автоматические двери в своем номере или выслушивает путаный монолог фитнес-тренера (Юго Дийон) о встреченной им по дороге на пробежку птичке редкого исчезающего вида.
Из ступора Матье выводит неожиданное сообщение от его старой знакомой Алисы (Альба Рорвакер), с которой он не виделся двадцать лет, по совпадению проживающей в этом сонном городке. Они встречаются в кафе, обмениваются стандартными вопросами / ответами о работе и семьях — Алиса преподает музыку детям и пенсионерам, у нее есть муж-доктор (Шариф Андура), ради которого она и переехала из Парижа в провинцию, и 14-летняя дочка (Эмми Буассар Помель). Из легкой, пронизанной теплым юмором и чувством узнавания болтовни, из уклончивых недоговоренностей и внезапных откровений постепенно складывается картина их общего прошлого».
Подробнее о фильме — в материале «Ъ» «Грусть сезона».
Материнский инстинкт
Режиссер: Бенуа Деломм
В ролях: Энн Хэтауэй, Джессика Честейн, Джош Чарльз, Каролин Лагерфельт, Андерс Даниельсен Ли, Лорен Уэйф
Жанр: триллер, драма / США / 94 мин.
Слоган: «Не верь ничему, кроме своих инстинктов»
В прокате: с 28 марта
Обзор «Ъ-Weekend»: «Они были неразлучны, как и их сыновья-школьники: бывшая журналистка Элис (Джессика Честейн) и бывшая медсестра Селина (Энн Хэтауэй), после замужества, как полагалось в Америке 1950-х, забросившие работу и посвятившие себя уходу за домиками, стоявшими бок о бок. Однажды, копаясь в саду, Элис увидела, как сынишка подруги с балкона тянется повесить скворечник на дерево. Она побежала, стала кричать: "Слезай!", ворвалась в дом, который Селина в тот момент самозабвенно пылесосила, а потому ничего не слышала, выскочила на балкон — и дальше Селина, последовавшая за ней, увидела на балконе только подругу, а под балконом — труп своего мальчика. В гроб малыша Селина подбросила любимого плюшевого кролика сына Элис, так чтобы мальчишка, наклонившийся проститься с другом, его увидел. А когда пришел день рожденья мальчика Элис, во время праздника при донельзя подозрительных обстоятельствах умерла его бабушка. Дальше — трупов больше.
"Материнский инстинкт", на чем настаивают титры, является одновременно и экранизацией романа бельгийки Барбары Абель 2012 года, и ремейком фильма, снятого по нему же в Бельгии в 2018 году и взявшего все местные "Оскары"».
Подробнее о фильме — в материале «Ъ-Weekend» «Отчаявшиеся домохозяйки».
Ненормальный
Режиссер: Илья Маланин
В ролях: Александр Яценко, Наталья Кудряшова, Елисей Свеженцев, Илларион Маров, Сюй Шиюэ
Жанр: драма, комедия / Россия / 103 мин.
В прокате: с 28 марта
Кинокритик Юлия Шагельман: «"Ненормального" можно считать символом прогресса, который за прошедшие шесть лет как-то незаметно произошел в отечественном массовом кино. В методах героя Яценко, судового инженера Юрия, свято верующего все в те же гимнастику и упражнения в противовес фармакологии, нет никакого насилия. Он искренне любит мальчика Колю (Елисей Свеженцев) и в своей доморощенной терапии следует за его склонностями и желаниями — например, заметив Колин интерес к музыке, именно ее делает ключом к их совместным занятиям. Более того, когда мальчик с досадой называет самого себя "ненормальным", Юрий произносит убедительный монолог о том, что нормальность сильно переоценена: ведь "нормальные" люди, вроде Колиного родного отца, бросившего семью, как только сыну поставили диагноз, не выполняют своих обещаний, обманывают и предают, считая все это нормой. Инвалидность же не делает Колю каким-то не таким — хотя авторы все еще не видят другого хеппи-энда для него, нежели чудесное излечение.
Последним, однако, дело не ограничивается. Линия из прошлого, в которой Юрий учит Колю ездить на велосипеде и играть в футбол, одновременно постепенно прокладывая путь к сердцам его мамы (Наталья Кудряшова) и бабушки (Надежда Маркина), завоевать которую оказывается сложнее всех, переплетается с современной, в которой выросший и уже совершенно здоровый Николай (Илларион Маров) вместе с отчимом приезжает в Шанхай на международный конкурс пианистов. Тут в картине намечается новая точка напряжения: беззаветная любовь приемного отца, когда-то служившая Коле опорой, теперь начинает его ограничивать и душить».
Подробнее о фильме — в материале «Ъ» «Хорошо сепарированный клавир».
Сказки Гофмана
Режиссер: Тина Баркалая
В ролях: Екатерина Вилкова, Евгений Цыганов, Максим Стоянов, Алексей Гуськов, Ксения Кутепова, Наргис Абдуллаева
Жанр: драма, комедия / Россия / 98 мин.
В прокате: с 28 марта
Кинокритик Михаил Трофименков: «"Сказки Гофмана" претендуют одновременно на легкую сказку о трудных временах и на туманную притчевость.
Трудные времена — это самый конец 1990-х годов, каким, судя по мелким деталям, датировано время действия. Забавно, что только что Вилкова и Цыганов сыграли в фильме Александра Велединского "1993", где та же эпоха предстала со своей кровавой стороны. А тут все ее приметы скорее забавны и безобидны. Коррупционное преобразование библиотеки, где трудится влюбленная в пыль страниц, рукописные формуляры и загорелые книжные полки Надя, в караоке-бар. "Черный нал", заработанный Надей и хранимый Виталиком в морозилке в коробке с просроченными пельменями. Тамагочи, наконец, подаренный Надей мужу и с тех пор поглотивший все внимание этого бездуховного домашнего тирана.
Тамагочи, кстати, не совсем политически корректно зовут Азизом в честь сына Надиры, безотказной — во всех смыслах слова — служанки супругов Страховых (впечатляющая Наргиса Абдуллаева). И столь же политически некорректно Виталик изменяет жене с Надирой, оправдываясь той же вымышленной болезнью: дескать, я же и не заметил, с кем трахаюсь, пока тебя черт-те где носило.
Предполагаемая притчевость же заключается в том, что у Нади — спишем это на логику предполагаемых обстоятельств — невероятно красивые, изящные, киногеничные руки. Поскольку она, после библиотечных часов, еще и подрабатывает гардеробщицей в театре, на ее руки обращает внимание Гарик. Обращает именно в тот момент, когда его мучает неразрешимая творческая проблема».
Подробнее о фильме — в материале «Ъ» «Кадры в руки».
Лучшая жизнь
Режиссер: Франческа Аркибуджи
В ролях: Пьерфранческо Фавино, Нанни Моретти, Кася Смутняк, Беренис Бежо, Лаура Моранте
Жанр: драма / Италия, Франция / 126 мин.
В прокате: с 21 марта
Кинокритик Юлия Шагельман: «В оригинале фильм, как и положенный в его основу роман, называется "Колибри" – это прозвище Марко Каррере (Пьерфранческо Фавино) дала в детстве мама (Лаура Моранте), поскольку он уродился самым мелким из ее троих детей и даже в четырнадцать лет выглядел на десять. Другую, менее очевидную метафору, выкрикивает в лицо уже взрослому Марко его жена Марина (Кася Смутняк) в пылу ссоры: колибри в полете так быстро машет крылышками, что замирает на месте — так и наш герой, по мнению его расстроенной и, как мы знаем к тому моменту, не вполне психически здоровой супруги, навсегда замер в одной точке, позволяя жизням, своей и близких, проноситься мимо, никак его не затрагивая.
В такой же позиции пассивных наблюдателей оказываются и зрители, перед глазами которых в течение двух с небольших часов разворачивается история Марко, в которой будут встречи и расставания, потери и обретения, рождения и смерти, удивительные совпадения и необъяснимые случайности, дивные итальянские пейзажи, панорамы с балконов роскошных флорентийских квартир и виды из окон парижских отелей. Не будет только ни одного аргумента в пользу того, что именно эта история должна быть нам интересна.
Чтобы замаскировать этот прискорбный факт, Франческа Аркибуджи и два соавтора, помогавшие ей адаптировать роман для экрана, отказываются от линейного повествования и постоянно перепрыгивают из одного десятилетия в другое — от начала 1980-х до наших дней. Триггером, отправляющим в прошлое или будущее, может послужить телефонный звонок, а открывая дверь из комнаты в кухню, герои вдруг оказываются в собственной юности. Но все эти путешествия во времени неизменно приводят на ту же семейную виллу на Тирренском море, где юный Марко (Франческо Чентораме, поразительно похожий на молодую версию Фавино) когда-то влюбился в дочку соседей Луизу (Элиза Фоссати — в юности, Беренис Бежо — во взрослом возрасте)».
Подробнее о фильме — в материале «Ъ» «Вилла и развилки».
Летучий корабль
Режиссер: Илья Учитель
В ролях: Александр Метелкин, Ксения Трейстер, Андрей Бурковский, Полина Гагарина, Федор Добронравов, Леонид Ярмольник
Жанр: фэнтези, мелодрама, приключения, комедия / Россия / 100 мин.
В прокате: с 21 марта
Кинокритик Юлия Шагельман: «Во дворце, напоминающем горячечный сон продавца керамической плитки, живет Царь (Леонид Ярмольник) со своенравной дочкой Забавой. У них, однако, тоже не все гладко: царская казна пуста (куда делись деньги, не поясняется), поэтому государь полностью зависит от богача Полкана (Федор Добронравов), финансирующего бесконечный ремонт дворца, а также, как выяснится позже, перекупившего всю царскую охрану.
В ответ на это толстосум ждет, что Забава выйдет замуж за его сына, десять лет проучившегося за границей потому сменившего имя Полкан Полканыч на иноземное Поль (Андрей Бурковский). Но царевна, проявляя похвальный патриотизм, влюбляется в простого матроса Ваню (Александр Метелкин), а тот, чтобы стать ей достойным женихом, отправляется в волшебный лес, чтобы найти золото. Создание летучего корабля при этом вовсе не является его целью, а оказывается случайным побочным эффектом этих поисков.
И это не единственное изменение знакомого с детства сюжета. Чтобы превратить 18,5 минуты мультика в полнометражный фильм, авторы придумали, например, не только Поля, но и ведьму по имени леди Джейн (Полина Гагарина), которую тот держит в клетке, подчинив себе ее магические силы. А зааранжированные до неузнаваемости песни Максима Дунаевского на стихи Юрия Энтина разбавили современными музыкальными номерами, если, конечно, композиции "Хоп хэй лала лэй" и "На заре" можно считать современными. Первую из них исполняет также отсутствовавший в оригинале Соловей-разбойник (Анна Уколова), вторую — сам Ваня, которого тот вызвал на музыкальную дуэль. Спасибо, хоть Водяному (Сергей Гармаш) оставили его собственную песенку, хотя она и приобрела отчетливо шансонное звучание».
Подробнее о фильме — в материале «Ъ» «Буйство сказок».
Нежный восток
Режиссер: Шон Прайс Уильямс
В ролях: Талия Райдер, Эрл Кейв, Саймон Рекс, Айо Эдебири, Джереми О. Харрис, Джейкоб Элорди
Жанр: драма, комедия / США / 104 мин.
Слоган: «Все, что может случиться — случится»
В прокате: с 21 марта
Обзор «Ъ-Weekend»: «Смурная девица Лиллиан (Талия Райдер) c группой шумных приятелей приезжает в Вашингтон на экскурсию. Они из консервативной Южной Каролины, но вырвавшимся на волю половозрелым девчонкам и парням достопримечательности американской столицы как-то побоку, то ли дело алкогольные возлияния и прочие увеселительные мероприятия. За приключениями далеко ходить не надо: в первый же караоке-бар, куда зашла девушка, врываются ультраправые активисты, ищущие здесь логово педофилов. Лиллиан шустро удирает вместе с новыми столичными друзьями через пожарный выход, ведущий в туннель. Приключения Алисы в Стране чудес начинались примерно так же.
Вскоре Лиллиан наскучит и новая компания — разодетые под панков хипстеры оказываются антифа-активистами, которые собираются разогнать тайную сходку неонацистов где-то в лесах. Но и этот план дает осечку, и вот уже отбившаяся от компании девушка оказывается на том самом собрании приверженцев расового очищения Америки и встречает миловидного преподавателя, готового приютить незнакомку. Разумеется, и это не последняя остановка: будут и съемки в независимом кино, и лесной рейв с исламистами, и даже монастырь. В отличие от Лиллиан, которой рано или поздно оказывается скучно везде, зрителю "Нежного востока" попросту некогда перевести дух: это очень динамичное, регулярно сбивающее с ног и смешное кино».
Подробнее о фильме — в материале «Ъ-Weekend» «Алиса в стране несбывшихся надежд».
Теория простых чисел
Режиссер: Анна Новион
В ролях: Элла Румпф, Жан-Пьер Дарруссен, Клотильда Куро, Жюльен Фрисон, Соня Бонни Эбумбу, Сяосин Чэн
Жанр: драма / Франция, Швейцария / 112 мин.
В прокате: с 21 марта
Кинопрокатчик Юлия Шагельман: «В отличие от проблемы Гольдбаха, "Теория простых чисел" представляет собой очень простое уравнение, в котором целое ни разу не превышает суммы составных частей. Шестеро сценаристов, включая режиссера Анну Новион, на каждом шагу поворачивают повествование в самом предсказуемом направлении, а оператор Жак Жиро иллюстрирует их идеи самыми предсказуемыми визуальными приемами — вроде цифр, проплывающих поверх лица героини в двойной экспозиции, под сопровождение духоподъемной закадровой музыки.
Конечно же, последовательность костяшек маджонга подсказывает Маргарите формулу, которая становится ключом к новому методу доказательства, и, конечно же, за этим следуют бессонные ночи, лихорадочное записывание цифр в тетрадке и пробуждения за столом. Потом героиня красит стены черной краской, так что на них можно писать мелом, а потом, когда проблема Гольдбаха превращается для нее в обсессию (а она, разумеется, превращается), записи покрывают каждый свободный сантиметр в квартире, включая окна, зеркала и рулоны туалетной бумаги.
Единственное клише, которое создатели фильма, к их чести, пропускают: Маргарита даже в свой бунтарский клубный период не становится внезапно красавицей, сняв очки и помыв голову, а так и остается заучкой-ботаником в уродливых кофтах. Правда, счастье в личной жизни авторы ей все-таки организуют: там, где мужчине хватило бы решения задачки (и, возможно, Нобелевской премии), женщине, по их мнению, все еще требуется прекрасный принц в придачу».
Подробнее о фильме — в материале «Ъ» «Что и требовалось показать».
Территория зла
Режиссер: Уильям Юбэнк
В ролях: Лиам Хемсворт, Рассел Кроу, Люк Хемсворт, Рики Уиттл, Майло Вентимилья, Чика Икогве, Дэниэл Макферсон
Жанр: боевик, триллер / США / 113 мин.
В прокате: с 21 марта
Кинопрокатчик «Парадиз»: «Отряд американского спецназа тайно высаживается на территорию Филиппин для выполнения секретной миссии по спасению важного заложника. С базы поддержку с воздуха осуществляют оператор беспилотника Рипер и его напарница. Вскоре ситуация принимает неожиданный оборот, и бойцы вынуждены вступить в бой с превосходящими силами противника. После ожесточенного боя в живых остается лишь сержант Кинни — молодой морпех, отвечающий за связь с Рипером и координацию его действий. Для Кинни это лишь вторая боевая миссия, и теперь парню придется в одиночку пробираться по вражеской территории к точке эвакуации, а Рипер становится его единственной надеждой на спасение».