Константину Богомолову назначили сцену

Режиссер станет худруком театра на Малой Бронной

Режиссер Константин Богомолов стал художественным руководителем Московского драматического театра на Малой Бронной: сегодня его представил труппе глава департамента культуры Москвы Александр Кибовский.

Режиссер Константин Богомолов

Фото: Дмитрий Коротаев, Коммерсантъ

43-летний Константин Богомолов — один из самых известных российских режиссеров среднего поколения — до сих пор работал лишь в качестве приглашенного или очередного режиссера в театрах Москвы, Санкт-Петербурга и за рубежом. До прошлого сезона самым плодотворным было его сотрудничество с МХТ им. А. П. Чехова, здесь он поставил пользующиеся большой популярностью спектакли, радикально переосмысляющие классические литературные тексты: «Карамазовы», «Идеальный муж», «Мушкетеры», «Юбилей ювелира», «Три сестры». После прихода в МХТ Сергея Женовача театр сообщил о том, что новые постановки Богомолова пока не планируются.

Сегодняшнему объявлению о назначении Константина Богомолова на новую должность предшествовала череда догадок и предположений, касающихся скорой смены главного режиссера в театре на Малой Бронной. Режиссер и педагог Сергей Голомазов, возглавлявший театр с 2007 года, в этом сезоне стал художественным руководителем Рижского русского театра им. М. Чехова, и некоторое время совмещал обе должности, но, очевидно, такая «жизнь на два дома» едва ли могла продлиться долго.

Одним из возможных преемников Голомазова, кроме Константина Богомолова, в театральных кругах какое-то время считали худрука Ярославского театра им. Федора Волкова Евгения Марчелли, но после того, как президент Владимир Путин предложил присвоить Волковскому театру статус особо ценного объекта культурного наследия, Марчелли, с именем которого связаны главные успехи ярославского театра в последние годы, вряд ли имело смысл менять место работы.

Театр на Малой Бронной, созданный в 1945 году, уже много лет считается сложным и конфликтным для главных режиссеров.

Временем расцвета театра были годы с 1967-го по 1984-й, когда его возглавлял Александр Дунаев, а очередным режиссером был Анатолий Эфрос, поставивший здесь свои лучшие и самые известные спектакли. После ухода из театра Эфроса и Дунаева в 1984 году у театра на Малой Бронной часто менялось художественное руководство. Среди прочих его возглавляли в разные годы Сергей Женовач, Андрей Житинкин, Лев Дуров, Леонид Трушкин — последний проработал всего один сезон. В 2007 году главным режиссером театра стал Сергей Голомазов. В последующие годы время от времени появлялась информация о том, что худрук не чувствует адекватной поддержки своих творческих планов со стороны дирекции, возглавляемой Константином Чернышевым, тем не менее их сотрудничество продлилось почти 12 лет.

Константина Богомолова с театром на Малой Бронной связывает одна линия режиссерской традиции — с 1958 по 1967 год главным режиссером Малой Бронной был Андрей Гончаров, у которого Богомолов учился режиссерскому мастерству в ГИТИСе.

Как это уже стало традицией для московских новых назначений, новый худрук пообещал развитие потенциала театра без революций и скандалов. И нужно отметить, что при всей радикальности режиссерского стиля, Богомолов всегда умел находить общий язык с актерами самых разных школ, традиций и поколений.

Открытым остается вопрос о том, насколько велики его желание и способность заниматься неизбежной административной рутиной.

Впрочем, Богомолов-режиссер уже много раз удивлял свою публику парадоксальными решениями, и, скорее всего, о роли худрука он думает не менее серьезно, чем о новых премьерах. В любом случае, начинать художественное руководство ему придется в традиционном театральном жанре «ремонт и переезд» — уже в августе в театре на Малой Бронной начнется давно запланированная реконструкция и следующий сезон театр проведет во Дворце на Яузе.

Режиссер Константин Богомолов в эфире “Ъ FM”

Я не должен говорить, чего я жду. Я могу говорить о том, чего я хочу. Я хочу сделать так, чтобы этот театр вернулся на позицию ведущего театра Москвы и России. При этом я хочу это делать с опорой на труппу, на коллектив театра. Я уверен, что это возможно и что мы этого добьемся, я хочу максимально раскрыть потенциал труппы театра, актеров театра. Я хочу возродить интерес профессионального сообщества к этому театру, фестивального сообщества и добиться максимальной заполняемости зала, то есть успеха у публики.

Я прихожу в театр с искренней любовью и желанием принести в этот дом счастье и всю свою энергию, все свои идеи, все свои возможности и творческие, и организационные, способности реализовать здесь. В ответ я жду желание и готовность работать — это для меня самое важное и самое-самое главное. Я не хочу, чтобы театр разделялся по принципу поколений, труппа разбегалась по принципу консерваторов и новаторов, любимчиков и нелюбимчиков.

Без революций, конечно, только эволюционным путем. Приглашение в принципе каких-то актеров всегда возможно, это не исключаемая история где-то там в перспективе. Это приглашение должно быть предельно обоснованно в репертуарном театре. Это не должно быть, знаете, дежурным приглашением или вот я пришел в театр — сейчас притяну сюда тех, с кем я работал. Нет, такого не будет. Я прихожу для того, чтобы работать с коллективом театра, с актерами театра, с труппой театра. Это важнейшее правило.

Смотреть

Ольга Федянина

Вся лента