Вокзал славы
Триумфатором «Оскара» стала «Земля кочевников» Хлои Чжао
В Лос-Анджелесе состоялась 93-я церемония вручения премий «Оскар». Лучшим фильмом Американская академия кинематографических искусств и наук выбрала ленту Хлои Чжао «Земля кочевников», которая также победила в номинациях «Лучший режиссер» и «Лучшая актриса». Комментирует Юлия Шагельман.
Церемония, проходившая на самом деле в нескольких локациях по всему миру, главной из которых стал лос-анджелесский вокзал Union Station, стала в постковидном наградном сезоне первой из тех, что проводились живьем, хотя без дистанционных включений все-таки не обошлось и тут. Презентеры, номинанты и лауреаты выходили на связь из Лондона, Парижа и Сеула, но без всякого Zoom, с качественной телевизионной картинкой и строго соблюдали вечерний дресс-код. Сам же вокзал на этот вечер превратился в бальный зал в стиле Золотого века Голливуда, а свое шоу команда продюсеров во главе с режиссером Стивеном Содербергом планировала поставить как фильм, но, кроме открывающих и закрывающих титров и эффектного выхода актрисы и режиссера Реджины Кинг в самом начале, создать «кинематографическое» ощущение не получилось.
Нынешняя церемония, пожалуй, войдет в историю «Оскаров» как одна из самых скучных.
С одной стороны, она получилась очень лаконичной, с другой — в ней не было ничего того, что делает «Оскар» «Оскаром» и отличает его от вручения других премий. Ни музыкальных номеров, ни комических реприз, ни остроумных монтажей из фильмов-номинантов. Зато были не ограниченные никаким регламентом благодарственные речи (из-за чего действо казалось гораздо длиннее, чем было на самом деле) и неожиданный порядок вручения наград. Так, вопреки всем традициям, «Оскар» за лучший фильм не завершил церемонию (произошло такое впервые с 1972 года), а был вручен до призов лучшим актрисе и актеру. И как раз это лишило церемонию, видимо, планировавшегося заранее мощного эмоционального финала.
Главным сюрпризом вечера стала именно последняя награда — лучшему актеру, которая, вопреки всем прогнозам и индикаторам, досталась не покойному Чедвику Боузману, а Энтони Хопкинсу за главную роль пожилого человека, страдающего деменцией, в фильме Флориана Зеллера «Отец» (картина также получила приз за лучший адаптированный сценарий для самого Зеллера и его соавтора Кристофера Хэмптона). Второй «Оскар» Хопкинса с профессиональной точки зрения более чем заслуженный, но сам он не появился на сцене и даже дистанционно на связь не вышел, из-за чего церемония оборвалась скомканно и торопливо, без красивой точки. К тому же выбор академии уже вызвал недовольство зрителей и коллег по индустрии, болевших за последнюю символическую награду для Боузмана.
Третий «Оскар» для Фрэнсис Макдорманд, сыгравшей главную роль в «Земле кочевников», тоже был не самым ожидаемым — эксперты в этой категории ставили на Кэри Маллиган («Девушка, подающая надежды») или Виолу Дэвис («Ма Рэйни: Мать блюза»). Тем не менее героиня Макдорманд неотделима от ленты в целом, а раз уж та стала лучшим фильмом года, то по размышлении и награда для актрисы выглядит логично.
Меланхоличное роуд-муви о современных кочевниках-номадах, проводящих всю свою жизнь в дороге, было фаворитом наградного сезона с момента получения «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале в сентябре 2020 года.
К своим «Оскарам» «Земля кочевников» шла неудержимо, собирая по пути все важные цеховые и критические награды. К тому же Хлое Чжао удалось органично соединить в своем фильме традиции американского кино и настроение беспокойного пандемического года, поэтому победа «Земли кочевников» выглядит и заслуженной и единственно возможной.
Две премии, полученные самой Чжао,— она была награждена как режиссер и как одна из продюсеров картины — обозначили исторический момент для «Оскара». Она стала всего второй женщиной-режиссером, получившей эту награду (через 11 лет после Кэтрин Бигелоу), и первой — азиатского происхождения.
Вообще две финальные награды стали в итоге единственными, которыми академики сумели удивить — все остальные распределились совершенно предсказуемо.
Так, лучшим актером второго плана был назван Дэниел Калуя, сыгравший в фильме Шаки Кинга «Иуда и черный мессия» одного из лидеров «Черных пантер», Фреда Хэмптона, и произнесший один из самых длинных спичей вечера (в котором он, например, поблагодарил своих родителей за то, что они когда-то занялись сексом и его зачали). Лучшей актрисой второго плана стала Юн Ё Джон за фильм Ли Айзека Чуна «Минари» — первая кореянка, победившая в этой категории. Она была одной из немногих, кто порадовал действительно смешной речью и естественным поведением на сцене.
Фильм Дэвида Финчера «Манк», лидировавший по количеству номинаций — их у него было 11, в итоге получил 2 награды: лучшему оператору (Эрик Мессершмидт) и лучшему художнику-постановщику (Дональд Грэм Берт и Джен Паскаль). Дебютная картина Эмиральд Феннел «Девушка, подающая надежды», выдвинутая в пяти категориях, победила в одной — «Лучший оригинальный сценарий».
Лучшим иностранным фильмом также без сюрпризов стал фронтраннер в этой номинации датский «Еще по одной» Томаса Винтерберга, собравший почти 40 международных наград. А вот в документальной категории случился еще один небольшой сюрприз: трогательная лента Пиппы Эрлих и Джеймса Рида «Мой учитель-осьминог» о дружбе человека и осьминога, спродюсированная Netflix и долго продержавшаяся на стриминг-платформе среди зрительских фаворитов, обошла все фильмы-конкуренты, посвященные серьезным, важным и злободневным вопросам. Что еще раз доказывает, что академики — тоже люди и иногда голосуют просто за тех, кто им нравится, вопреки всем прогнозам и сложным расчетам.