Эрмитаж, вокзал, Венеция
Русская программа Венецианской биеннале
Комиссар Русского павильона на Венецианской биеннале, ректор Петербургской академии художеств Семен Михайловский рассказал “Ъ” о теме выставки на Архитектурной биеннале 2018 года. Это «Вокзал». Не менее важно известие о том, что в 2019 году на Художественной биеннале в Русском павильоне будет выставляться Государственный Эрмитаж. Рассказывает Алексей Тарханов.
Ритм биеннале — год за два. По четным — архитекторы, по нечетным — художники. Тем не менее мы уже привыкли к тому, что программа выставок заявляется в последний момент. Можно увидеть в этом похвальную заботу о секретности, можно — непохвальную штурмовщину.
Ректор Петербургской академии художеств Семен Михайловский, назначенный в 2014 году куратором русской программы на все последующие семь лет, решил пойти против привычек. Сегодня он рассказал о планах не только на ближайший, но и на будущий год.
После архитектурной выставки, посвященной ВДНХ, V.D.N.H. Urban Phenomenon (см. “Ъ” от 30 мая 2016 года), прошедшей в 2016 году, и только что завершившейся художественной Theatrum Orbis, объединившей матерого Гришу Брускина, многообещающую группу Recycle и молодую видеоартистку Сашу Пирогову (см. “Ъ” от 12 мая), Русский павильон в венецианских садах Джардини примет выставку, посвященную вокзалу как архитектурному, социальному и эстетическому феномену.
Если Америка, как завещали нам Ильф и Петров, лежит на большой автомобильной дороге, Россия всю дорогу лежала на рельсах и шпалах. Гордо сохраняющая свою особенность даже в размере колеи — на 89 мм шире соседской, страна начала огромную программу железнодорожного строительства как раз в канун мировой войны и собственной революции и продолжала ее все советские годы вплоть до вошедшего в фольклор «БАМ — комсомолу по зубам!». Путь, что из Петербурга в Москву, что и из Москвы в Петушки, проходил по рельсам, и даже Илья Кабаков в своей знаменитой инсталляции «Красный вагон» отдал дань железнодорожной тематике.
Объявленная президентом биеннале Паоло Бараттой общая тема 16-й Архитектурной биеннале, которая пройдет в Венеции с 26 мая по 25 ноября 2018 года, формулируется как «Свободное пространство».
Почему бы не подверстать под эту тему вокзальные площади, связки железнодорожных путей и «полосы отчуждения»? Они свободны от всякой нормальной жизни.
Сейчас вокзалы — и не только в России — стали одной из самых проблемных частей города. Уменьшение количества пассажиров, неудобство путей, проложенных поперек всего, погрузило многие из них в забвение, выход из которого в виде Музея Орсе, находящегося на бывшем вокзале Орсе, скорее исключение, чем правило. Прежняя идея городских ворот (в большинстве городов вокзальная площадь объединяла главные здания: собственно вокзал, гранд-отель и ратушу), места радости и триумфа, сменилась территорией для неудачников — путешественников на дальние дистанции, которым не хватило на авиабилет, пригородным жителям, у которых нет денег на машину. Вокзалы заполнены бездомными и привлекают преступников, а вокзальные рестораны превратились в забегаловки.
Меж тем европейская железнодорожная система давно возрождается. Ехать из Парижа в Лондон, Брюссель, Амстердам или Женеву гораздо удобнее на поезде, чем на самолете и тем более автомобиле. Первые скоростные линии, связавшие Москву и Петербург, Нижний Новгород, Хельсинки, изменили образ железнодорожного путешествия и в России. Что же будет в связи с этим с вокзалами? А вот и посмотрим.
На вопрос “Ъ”, кто же купит российским архитекторам плацкарту в Венецию, то есть кто заплатит за выставку, Семен Михайловский не ответил. Однако пообещал, что стоимость, которая, по его словам, немного превысит €1 млн, будет погашена не из государственных средств. Министерству культуры, которое по традиции занимается биеннале, раскошеливаться не придется. Будут на выставке и конкретные проекты вокзалов, однако архитектурным бюро отведут лишь один из залов российского павильона. Остальное — чистая поэзия.
Не менее важная новость — Художественная биеннале 2019 года.
Главным партнером Российского павильона станет Государственный Эрмитаж.
Семен Михайловский рассказал “Ъ”, что договоренность об этом достигнута после встречи с директором музея Михаилом Пиотровским. В процессе путешествия из Северной Венеции в Южную два культурных функционера, член-корреспондент и действительный член РАХ договорились о том, что новую выставку будет готовить главный музей страны, который как-никак имеет для подобного случая целый отдел новейших течений.
Конечно, речи не идет о том, чтобы экспонаты Эрмитажа отправились гостить в Джардини: павильон для такого не приспособлен, однако участие петербургского музея в выставке, кстати, первое в истории Эрмитажа, обещает стать интересным. В нынешнем году в биеннале, хоть и с параллельной программой, принял участие московский ГМИИ (см. “Ъ” от 23 мая). Начнет ли это серию венецианских музейных экспозиций — не ясно, но возможно, и ГМИИ, и Русский музей, и Третьяковская галерея однажды окажутся партнерами биеннале.
Это тем более удобно, что смягчит те подозрения, с которыми на венецианский парад современного искусства смотрит наше Министерство культуры. В отличие от своих предшественников, Владимир Мединский не балует биеннале своим присутствием. Возможно, на сей раз, приземлившись в аэропорту Марко Поло и прокатившись по волнам на мотоскафи, он зайдет в Русский павильон и промолвит с облегчением: «А приехал я назад! А приехал в Ленинград!»
Зачем в Венецианской биеннале участвовал ГМИИ
Когда Марина Лошак в 2013 году стала директором ГМИИ им. А. С. Пушкина, она пообещала привести сюда современное искусство. И обещание свое она выполняет. За это время на Волхонке показали уже немало contemporary art экспозиций, но только весной, представляя в преддверии 57-й Венецианской биеннале дебютный для ГМИИ на этом смотре проект, в музее объявили новую концепцию работы с современным искусством — «Пушкинский XXI».