Коммерсантъ-История №3 (100)

Когда власть оторвалась от жизни народа

Знаете ли вы эпоху в истории России, когда власть в стране действительно принадлежала народу? Полагаете, что во время недолгого правления вождя мирового пролетариата?

Фото: РГАКФД/Росинформ, Коммерсантъ

Вот только документы свидетельствуют об обратном. Уже в марте 1919 года на VIII съезде РКП(б) рассматривался вопрос об отрыве партийного и советского руководства от трудящихся масс. А самые смелые критики ленинского стиля руководства утверждали, что все решения принимаются без учета мнения не только народа, но даже высокопоставленных партийцев в центре и на местах. А избранные гражданами советы при советской власти утратили какое-либо значение.

При этом даже высокопоставленные партийцы не могли спорить с тем, что диктатура пролетариата превратилась в диктатуру чиновников и что во власть идут за материальными благами. Об этом — текст «Чтобы к нам не примазалась непросвещенная чернь».

Живым примером отрыва власти от народа служит М. И. Калинин, сто лет назад избранный главой Советского государства. Скромнейший «всесоюзный староста», как его называли, в считаные годы превратился в любителя роскоши. И это не просто слова, а «Фотофакт».

Мнение народа, да что народа — мнение региональных руководителей попросту игнорировалось, когда 95 лет назад, в 1924 году, принималось решение о передаче губерний РСФСР в состав Белоруссии. Об этом — подборка документов «Отношение к белорусизации со стороны населения отрицательное».

А все слова о равноправии женщин в СССР, как только речь заходила о реальных, а не декоративных властных полномочиях, оказывались просто словами. Свидетельство тому — публикуемый документ ЦК КПСС «Допускается неоправданно высокая их сменяемость».

Однако народ с давних времен не оставался в долгу и, к примеру, на монополизацию торговли крепким спиртным и рост цен на него отвечал расширенным употреблением «народного» одеколона, который в России стали использовать для внутреннего применения гораздо раньше, чем принято считать. Об этом в нашей постоянной рубрике «Забытый быт» — «Теперь пьют лимонный, апельсинный и рябиновый одеколон».

Об этих и других интересных и важных событиях нашего давнего и недавнего прошлого — новый, к тому же юбилейный, сотый, выпуск ежемесячника «Коммерсантъ-История».

Евгений Жирнов, руководитель историко-архивной службы ИД «Коммерсантъ»

Содержание

Фотофакт / Как быстро обуржуазился скромный глава советского государства

«Теперь пьют лимонный, апельсинный и рябиновый одеколон» / Когда одеколон в России начали употреблять внутрь

«Особый промысел, легкий и выгодный»/ До каких пределов доходили российские «калилы»

«Чтобы к нам не примазалась непросвещенная чернь»/ Была ли народная власть близка к народу

«Отношение к белорусизации со стороны населения отрицательное»/ Как решались территориальные споры России и Белоруссии

«Прошу санкционировать неопубликование в печати»/ Почему арестованные организаторы диверсий ушли от наказания

«Стать на сторону ставленника американцев — Константинопольского патриарха»/ Что скрепляло единство поместных православных церквей

«Допускается неоправданно высокая их сменяемость»/На какую работу неохотно брали советских женщин

Все даты до 1 февраля 1918 года даются по старому стилю.

Вся лента