Любовный напиток
Спецпроект «Фото на документы». Карточка №22
«Дерьмо у тебя мадера, князь. Бочкой отдает» — говорил Григорий Распутин своему отравителю Феликсу Юсупову в фильме «Агония», вышедшем на экраны советских кинотеатров весной 1985 года. Режиссер Элем Климов снял киноленту еще в первой половине 70-х, но к прокату в стране ее не допустили, а продали за рубеж. Мол, там публика и так испорчена, а нашим людям смотреть столь клубничное изложение событий, предшествовавших Великой Октябрьской Социалистической революции, идеологически вредно. После ходили слухи, что знаменитый хит группы Boney M со словами Rasputin, lover of the Russian queen, был навеян именно бешеной популярностью фильма «Агония» на Западе. Увы, это не так. Картина попала на экраны Франции и Германии в 1981 году. К тому времени шлягер карибско-немецких музыкантов уже три года как покорял хит-парады самых разных стран.
«Но при чем здесь две барышни, отдыхающие на полянке? — спросит пытливый читатель, — фото явно сделано сильно позже тех времен, когда знаменитый взгляд старца Григория повергал любую женщину в трепет». Объясняю. Судя по одежде и прическам, дело происходит во второй половине 50-х. Это же подтверждает автомобиль на втором плане. Семейство «Москвичей» с индексами 402-403-407 начало выпускаться в 1956 году, и было конечно же огромным шагом вперед по сравнению с самым первой московской малолитражкой, срисованной с довоенного Opel Kadett. Багажник, в который можно было поставить корзину со снедью для пикника, имел доступ не из салона, а снаружи — не исключено, что именно его крышкой одна из героинь прищемила себе пальчик, и его пришлось забинтовать. Сиденья могли раскладываться в спальное место, что при определенном ходе развития событий на пикнике, тоже было удобно. В машине даже был предусмотрен радиоприемник, но судя по тому, что на фото скатерть со снедью расстелена далеко от машины, вечеринка проходила без музыки. Пара бутылок с лимонадом. В тарелке — что-то похожее на кашу. Коробок спичек — водитель «Москвича», сделавший снимок, конечно же курил. Ну, и в левом нижнем углу — бутылка «Анапы».
Крепленые вина в СССР традиционно называли «бормотухой». Была среди них конечно же и мадера не с острова Мадейра, и херес, изготовленный не в одноименном испанском городе. Мало кто обращал внимание на вкусовые качества этих напитков — главной их целью было достижение максимальной степени алкогольного опьянения при минимальной цене. Народные имена крепленым винам придумывались соответствующие. Портвейн «Агдам», ингредиентами которого, как говорят, были забродивший виноградный сок, картофельный спирт, сахар и пищевой краситель, называли «Агдам Бухарян». Портвейны «33» и «777» — «Тридцать три несчастья» и «Три топора» или «Лесоповал», соответственно. «Биле мицне» переводилось с украинского не как «белое крепкое», а на медицинский манер, как лекарство — «Биомицин». Немного особняком среди всего этого адского пойла стояла «Анапа Крепкое». Как писали официально: «соотношение кондиций по спирту и сахару закрепили за этим портвейном репутацию «дамский», мягкая тепловая обработка придает аромату и вкусу портвейна состояние заврешенности». В народе его называли «Анна Павловна».
К слову, Бобби Фаррелл, фронтмен группы Boney M, в конце 70-х скакавший по сцене с приклеенной бородой и в костюме, имитирующем то, как любил одеваться Григорий Ефимович Распутин, умер 30 декабря 2010 года в Санкт-Петербурге. Спустя ровно 94 года, день в день, после смерти старца. Это даже случилось фактически рядом — отель «Амбассадор» находится в 10 минутах пешком от Юсуповского дворца. По официальной версии причиной смерти стала не мадера с цианистым калием, а остановка сердца. Но, кто ж его знает, как оно было на самом деле.
Фото на документы
О проекте
В нашем проекте мы попытались собрать как бы случайные, любительские снимки времен СССР. Автомобили и прочая техника, попавшая в кадр – не столько предмет нашего исследования, сколько часть мизансцены, позволяющая додумать сюжет – все представленные в проекте фотографии были приобретены редакцией по случаю, и подлинная подоплека событий, запечатленных неизвестными фотографами нам конечно же неизвестна. Но их ценность от этого не становится меньшей, потому что они - важная часть нашей визуальной культуры. На этих «проходных» снимках запечатлена жизнь огромной страны, по которой сегодня многие ностальгируют. Даже те, кто в силу возраста никогда в ней не жил.
Карточка №1. Прости и вернись обратно
Карточка №2. Половина мотороллера
Карточка №3. Три четвертинки взаймы
Карточка №4. Лучше нету того цвету
Карточка №5. Туристы на тропе войны
Карточка №6. Лишь бы не было войны
Карточка №7. Вопрос демографии
Карточка №8. Химия и жизнь
Карточка №9. Прокати нас, Дима!
Карточка №10. Положение вне игры
Карточка №11. Между ног
Карточка №12. Оно на палочке
Карточка №13. Адепты кислоты
Карточка №14. Пряный посол
Карточка №15. Баловни судьбы
Карточка №16. Культурный кринж
Карточка №17. Крылья над Костромой
Карточка №18. Радость язычника
Карточка №19. Миль пардон, мадам!
Карточка №20. Уроки Пиночета
Карточка №21. Счастье лопатой
Карточка №22. Любовный напиток
Карточка №23. Скажем дружно
Карточка №24. Что-то мы не в форме
Карточка №25. Ненашимарки
Карточка №26. Машина воспитания
Карточка №27. Джинсовый отвар
Карточка №28. Белые наступают или «грибы отсюда»
Карточка №29. Папа может!
Карточка №30. Силы небесные
Карточка №31. Мужчина снизу
Карточка №32. Выборные имитации
Карточка №33. Мороженое по Фрейду
Карточка №34. Колхоз — дело добровольное
Карточка №35. Поднять на вилы
Карточка №36. Низкопоклонство перед Западом
Карточка №37. Джеррикэн
Карточка №38. Мы с Мухтаром
Карточка №39. Вектор силы
Карточка №40. На таких пахать надо
Карточка №41. Хоть потоп
Карточка №42. Фотография в купальнике
Карточка №43. С нами Босх
Карточка №44. Раздельное питание
Карточка №45. Ласковый Гоша
Следующие карточки Здесь