Крылья над Костромой
Спецпроект «Фото на документы». Карточка №17
На детях зимняя одежда, так что на фото — явно не Первомай, а демонстрация, приуроченная к очередной годовщине Октября. Время действия — середина 60-х. Автомобиль — предположительно бортовой грузовик УАЗ-451Д — судя по самолету и надписи на плакате, представляет Костромской объединенный авиаотряд.
Костромское авиапредприятие отсчитывает свою историю с 6 ноября 1944 года, когда в Сокеркино, где и сейчас расположен аэропорт Костромы, прилетел биплан По-2С Московского авиаотряда. К слову, и сама Костромская область была образована в 1944 году, указ Президиума Верховного совета СССР о выделении ее из Ивановской области вышел 13 августа.
По-2 был основным типом в Костромской области до 1952 года, когда сюда стал поступать Ан-2 — тоже биплан, и тоже одномоторный, но более быстрый и вместительный. Он мог возить 10 пассажиров в мягких креслах, или 12 на откидных сиденьях в грузопассажирском варианте. С 1954 года Ан-2П начали выполнять рейсы по самым загруженным направлениям — в город Галич, а также через Макарьев в Шарью на другом конце области, где возник, так сказать, хаб: из Шарьи По-2 развозили грузы и пассажиров по нескольким селам и городам. Всего в области было 20 аэродромов, на которые выполнялись регулярные рейсы в разные периоды.
В 1964 году ежедневно из Костромы и Шарьи вылетали примерно по десятку рейсов на Ан-2. По некоторым маршрутам было два-три самолета в день. Большинство рейсов имели несколько пунктов посадки. Например, рейс 671 Кострома — Кологрив выполнялся через Макарьев и Мантурово, занимал 2 часа и 15 минут, и такой перелет был самым дорогим в области — 9 рублей. Ан-2 для взлета и посадки требуется всего 250 метров. До начала семидесятых досмотра не было и в крупных аэропортах, а на небольших аэродромах все формальности упрощались до уровня посадки в автобус. Это можно увидеть в фильме «Афоня», который снимали сравнительно недалеко от Костромы — в аэропорту Пошехонье-Володарск в Ярославской области.
Билеты на такие рейсы стоили ненамного дороже наземного транспорта — например, за 25 минут перелета из Шарьи в Пыщуг надо было заплатить 2 рубля. Из Галича в Солигалич можно было долететь за 45 минут и 3 рубля, а 50 минут полета из Шарьи в Боговарово стоили 4 рубля.
С 1957 года в Кострому из Москвы через Иваново начал летать двухмоторный Ли-2 — билет на него стоил 9 рублей, и эта цена просуществовала до апреля 1977 года, когда были повышены многие тарифы и полет в Кострому из Москвы стал стоить уже 14 рублей. Правда, рос и уровень обслуживания пассажиров. Именно рейсом Ф41 из московского аэропорта Быково в Кострому 1 октября 1968 года началась эксплуатация трехмоторного реактивного Як-40. В 1977 году на этом маршруте появились чехословацкие самолеты Л-410. Они стали выполнять рейсы из Костромы в Вологду, Воронеж, Набережные Челны через Горький и другие города.
А вот самолет, макет которого мы видим на фото, в Кострому никогда не летал. Бортовой номер СССР-45075 имел первый опытный Ту-124А. Это была модификация Ту-124, у которого двигатели перенесли из корневой части крыла в хвост. Говорят, так сделали потому, что Никите Хрущеву во время визита во Францию понравился самолет Caravelle, который имел именно такое расположение двигателей, и в салоне его было намного меньше шума, чем в советских Ту. Конкретно этот борт СССР-45075, «с которого» был сделан макет, с 1963 по 1973 год можно было увидеть возле павильона «Космос» на ВДНХ, а после — в Новогиреево, возле колледжа №164 при АНТК им. Туполева. Десять лет назад самолет зачем-то уничтожили.
Костромское авиапредприятие существует и сейчас, выполняет рейсы в Москву, Санкт-Петербург и Анапу на переделанном в пассажирский самолете Ан-26-100. Время от времени запускает рейсы внутри области на Ан-2 и вертолетах Ми-2. Даже в XXI веке поездка на автомобиле от Костромы до Боговарово, самый удаленный райцентр области, занимает до девяти часов. А на самолете эти 470 километров можно преодолеть часа за три.
Фото на документы
О проекте
В нашем проекте мы попытались собрать как бы случайные, любительские снимки времен СССР. Автомобили и прочая техника, попавшая в кадр – не столько предмет нашего исследования, сколько часть мизансцены, позволяющая додумать сюжет – все представленные в проекте фотографии были приобретены редакцией по случаю, и подлинная подоплека событий, запечатленных неизвестными фотографами нам конечно же неизвестна. Но их ценность от этого не становится меньшей, потому что они - важная часть нашей визуальной культуры. На этих «проходных» снимках запечатлена жизнь огромной страны, по которой сегодня многие ностальгируют. Даже те, кто в силу возраста никогда в ней не жил.
Карточка №1. Прости и вернись обратно
Карточка №2. Половина мотороллера
Карточка №3. Три четвертинки взаймы
Карточка №4. Лучше нету того цвету
Карточка №5. Туристы на тропе войны
Карточка №6. Лишь бы не было войны
Карточка №7. Вопрос демографии
Карточка №8. Химия и жизнь
Карточка №9. Прокати нас, Дима!
Карточка №10. Положение вне игры
Карточка №11. Между ног
Карточка №12. Оно на палочке
Карточка №13. Адепты кислоты
Карточка №14. Пряный посол
Карточка №15. Баловни судьбы
Карточка №16. Культурный кринж
Карточка №17. Крылья над Костромой
Карточка №18. Радость язычника
Карточка №19. Миль пардон, мадам!
Карточка №20. Уроки Пиночета
Карточка №21. Счастье лопатой
Карточка №22. Любовный напиток
Карточка №23. Скажем дружно
Карточка №24. Что-то мы не в форме
Карточка №25. Ненашимарки
Карточка №26. Машина воспитания
Карточка №27. Джинсовый отвар
Карточка №28. Белые наступают или «грибы отсюда»
Карточка №29. Папа может!
Карточка №30. Силы небесные
Карточка №31. Мужчина снизу
Карточка №32. Выборные имитации
Карточка №33. Мороженое по Фрейду
Карточка №34. Колхоз — дело добровольное
Карточка №35. Поднять на вилы
Карточка №36. Низкопоклонство перед Западом
Карточка №37. Джеррикэн
Карточка №38. Мы с Мухтаром
Карточка №39. Вектор силы
Карточка №40. На таких пахать надо
Карточка №41. Хоть потоп
Карточка №42. Фотография в купальнике
Карточка №43. С нами Босх
Карточка №44. Раздельное питание
Карточка №45. Ласковый Гоша
Следующие карточки Здесь