Миль пардон, мадам!
Спецпроект «Фото на документы». Карточка №19
Так называется рассказ Василия Шукшина. Конец 1960-х. Впрочем, время не упоминается, мы судим по дате публикации. В деревне живет мужик по имени Бронислав Пупков, Бронька. Имя ему не нравится: плохо сочетается с простецкой, не княжеской, прямо скажем, фамилией. «Как в армии перекличка, так — смех. А вон у нас — Ванька Пупков, — хоть бы што».
Я, когда читал рассказ в школе, не обращал внимания на одну страшную подробность, которую приводит главный герой: имя ему «поп с похмелья придумал», а он его, «мерина гривастого, разок стукнул за это, когда сопровождал в ГПУ в тридцать третьем году». Деревенские взяли священника, чтобы передать «в органы», а сопроводить того в город оказалось некому. «Давай, говорят, Бронька, у тебя на него зуб — веди». Можно догадаться, чем в итоге заплатил «гривастый» за неудачно осуществленный нейминг земляка.
Но соль рассказа в другом. Бронька любил организовывать для городских охоту, «дня на три», а в конце, «на отвальной», рассказывал историю о том, как он по заданию Родины стрелял из «браунинга» в Гитлера, проникнув в логово фюрера под видом связного.
История была, конечно, выдуманная, и, хотя он просил городских слушателей не болтать, в деревне все узнавали, что Бронислав опять рассказывал про «покушение». Особенно ругалась его жена, «некрасивая толстогубая баба». Говорила, что болтливому супругу стоит «проломить голову безменом», а тот отвечал «Миль пардон, мадам... Счас ведь врежу!»
Свой рассказ про покушение Бронька начинал словами, которые отлично подходят к описываемой фотографии. Он говорил «прошу плеснуть» и повторял эту фразу несколько раз в ходе повествования. В рассказе Шукшина пили, естественно, водку. На фотографии, насколько можно рассмотреть, тоже бутылка русской водки. Не абстрактной, а которая так и называется. У нее характерная буква «Р», похожая на топор-бердыш. Вряд ли это намек, что после употребления слетает голова с плеч. Вроде как наоборот: в конце 1960-х она появилась как напиток с уменьшенным содержанием вредных примесей. В 1982 году «Русская» стала водкой номер один в мире — если не по качеству, то по объему производства: были выпущены невообразимые 3,4 млрд бутылок. Этого количества и сегодня хватило бы разом опоить весь земной шар, включая стариков, детей и беременных женщин. «Русскую водку», не сочтите за рекламу, вроде как до сих пор производят. Но это ладно, в мире алкоголя и прочих дурманов возраст в почете.
Куда интереснее, что до сих пор выпускают почти такие же автомобили. На фотографии мы видим УАЗ-452Д. Морда у него «буханочья», но сзади не фургон или карета сельской скорой помощи, а бортовая платформа. Такие машины еще именуют «головастиками».
Примерно в таком виде «буханки-головастики» появились на свет в середине 1960-х, вместе, кстати, и с рецептом «Русской водки». И в наше время производятся в рамках семейства СГР. Под этой аббревиатурой ульяновцы скрывают Старый Грузовой Ряд, не без гордости отмечая, что 452-е семейство является старейшим в России. С середины 1960-х радикально поменялись требования по безопасности и экологичности автомобилей, а «буханки», без фанатизма модернизируя, продолжали выпускать. Да, качество так себе, но другого такого «так себе» схожей стоимости на рынке не было и нет, а дорог «на селе», где «буханка» — королева, так и не построили. Человек — не блоха, ко всему привыкнуть может, даже к весьма специфической посадке водителя и управляемости классических УАЗов.
На официальном сайте УАЗа раздел «классическое семейство» начинается с заголовка «Назад в будущее с легендарной буханкой». Очень сомнительный посыл. Он напоминает о киноленте, снятой в недружественной нам стране. Куда патриотичнее смотрелось бы «Я шагаю по Москве с легендарной буханкой» или «Берегись автомобиля с легендарной буханкой». И вообще, о каком будущем идет речь? Пример «буханки», возраст которой приближается к 60 годам, отлично иллюстрирует слова о том, что «не стоит прогибаться под изменчивый мир». Она старалась, хотя и не очень, приблизиться к современным нормам, а тут вжух — нормы изменились под нее. Зря, получается, вкрячивали под отсутствующий капот двигатель с системой впрыска — в год 105-летия Октябрьской революции сгодился бы и карбюраторный мотор, зря прилаживали АБС — хватило бы и «колдуна» в системе распределения тормозных усилий?! «Буханка» не приблизила будущее, а при жизни вернулась на несколько десятилетий назад, став в определенном смысле машиной времени.
А мужик на фотографии вполне мог бы оказаться Бронькой, стрелявшим в Гитлера. Правда, у того не хватало двух пальцев на правой руке, да и дело было в Сибири, в то время как у нашего героя клешня полноценная, а номера на автомобиле выдают, что дело происходит в Угличском районе Ярославкой области. Но это так, частности.
Фото на документы
О проекте
В нашем проекте мы попытались собрать как бы случайные, любительские снимки времен СССР. Автомобили и прочая техника, попавшая в кадр – не столько предмет нашего исследования, сколько часть мизансцены, позволяющая додумать сюжет – все представленные в проекте фотографии были приобретены редакцией по случаю, и подлинная подоплека событий, запечатленных неизвестными фотографами нам конечно же неизвестна. Но их ценность от этого не становится меньшей, потому что они - важная часть нашей визуальной культуры. На этих «проходных» снимках запечатлена жизнь огромной страны, по которой сегодня многие ностальгируют. Даже те, кто в силу возраста никогда в ней не жил.
Карточка №1. Прости и вернись обратно
Карточка №2. Половина мотороллера
Карточка №3. Три четвертинки взаймы
Карточка №4. Лучше нету того цвету
Карточка №5. Туристы на тропе войны
Карточка №6. Лишь бы не было войны
Карточка №7. Вопрос демографии
Карточка №8. Химия и жизнь
Карточка №9. Прокати нас, Дима!
Карточка №10. Положение вне игры
Карточка №11. Между ног
Карточка №12. Оно на палочке
Карточка №13. Адепты кислоты
Карточка №14. Пряный посол
Карточка №15. Баловни судьбы
Карточка №16. Культурный кринж
Карточка №17. Крылья над Костромой
Карточка №18. Радость язычника
Карточка №19. Миль пардон, мадам!
Карточка №20. Уроки Пиночета
Карточка №21. Счастье лопатой
Карточка №22. Любовный напиток
Карточка №23. Скажем дружно
Карточка №24. Что-то мы не в форме
Карточка №25. Ненашимарки
Карточка №26. Машина воспитания
Карточка №27. Джинсовый отвар
Карточка №28. Белые наступают или «грибы отсюда»
Карточка №29. Папа может!
Карточка №30. Силы небесные
Карточка №31. Мужчина снизу
Карточка №32. Выборные имитации
Карточка №33. Мороженое по Фрейду
Карточка №34. Колхоз — дело добровольное
Карточка №35. Поднять на вилы
Карточка №36. Низкопоклонство перед Западом
Карточка №37. Джеррикэн
Карточка №38. Мы с Мухтаром
Карточка №39. Вектор силы
Карточка №40. На таких пахать надо
Карточка №41. Хоть потоп
Карточка №42. Фотография в купальнике
Карточка №43. С нами Босх
Карточка №44. Раздельное питание
Карточка №45. Ласковый Гоша
Следующие карточки Здесь